Спуск полос – заключительный шаг в допечатной подготовке книг, журналов, каталогов и других многостраничных изданий. Это своего рода мост между дизайнером, верстальщиком и печатной машиной.
Как раскройщик выкладывает элементы будущего костюма на отрезе ткани, так и оператор допечатной подготовки на последнем этапе подготовки макета журнала или книги к печати раскладывает на печатных формах отдельные страницы издания. Его задача – сделать это аккуратно и так, чтобы обеспечить последующей послепечатной обработке требуемое положение и чередование тетрадей, листов и страниц многостраничного изделия.
Суть процесса спуска полос заключается в преобразовании готового оригинал-макета из вида, удобного для его просмотра на мониторе, в вид, необходимый для конкретного печатного оборудования, печатного формата бумаги и с учетом последующих этапов брошюровки (фальцовки, резки, биговки, перфорации, склейки, шитья тетрадей и прочее).
Для несведущего человека спуск полос выглядит так, будто все страницы перепутаны и перевернуты. На них появляются новые технологические элементы – шкалки, репера и другая служебная информация. Но именно такой вид необходим для каждого конкретного полиграфического оборудования. Какое же это оборудование? А оно может быть очень разным! От цифровой машины формата SRA3, до огромных офсетных машин первого и даже нулевого форматов. Спуск полос всегда определяется совместно с технологом полиграфического производства и даже в одной типографии эта процедура для разных печатных машин делается по-разному. Поэтому такую работу выполняют специалисты допечатной подготовки типографии, где печатается издание, а работа верстальщика заканчивается на создании обычного постраничного PDF-файла.
Иногда под спуском полос понимают не только размещение многостраничных изданий на печатных формах большого формата, но и раскладку мелких изделий (таких как визитки, этикетки и буклеты) на печатном листе в определенных оптимальных пропорциях. Это работа особенно востребована в типографиях, занимающихся изготовлением сборных тиражей.