Как подготовить макет к печати в типографии

Зачастую обращаясь в типографию с тем или иным заказом, вы нередко сталкиваетесь с отказом принять в работу ваш макет, или что еще хуже, в итоге вам сдают продукцию не ту, которую вы хотели бы увидеть. Поговорим о требованиях к макетам и правилах их подготовки, чтобы избежать подобных ситуаций.

 1.      Формат изделия.

Предоставленный в типографию макет должен иметь правильные (реальные) размеры, желательно в миллиметрах или в сантиметрах. Помните - в пикселях макеты не подходят!

Стандартными размерами считаются: А5 (148х210мм), А4 (210х297мм), А3 (297х420), визитка 90х50мм. Причем, это размер вашего готового изделия и размещая его на листе,

необходимо учитывать, что любая печатная машина оставляет технологические поля (не запечатываемые области) – как правило не менее 5 мм со всех краев листа.

 Так же важным параметром любого изображения является его разрешение. Для высококачественной печати необходимо 300 dpi. Меньшее разрешение (90-120 dpi) используется в основном для объектов наружной рекламы (баннеры, билборды и пр.), где нет необходимости разглядывать детали с близкого расстояния. 

2.      Выпуски (вылеты) под обрез.

 Следует понимать, что изделия заданного формата раскладываются на печатный лист, стараясь максимально заполнить его. В дальнейшем, во время послепечатной обработки они вырезаются специальным ножом, называемым стопорезом. То есть, на нем режется сразу стопа бумаги высотой в несколько сантиметров. Такие пачки листов под давлением лезвия ножа могут сдвинуться (уходить) на 1…2 мм, и тогда вы получите продукцию с некрасивыми белыми полями или со срезанной важной информацией. Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать следующие важные правила: 

• Увеличьте размер фона вашего макета со всех сторон, за обрезные репера (метки реза) на величину припуска (выпуска, вылета) под обрез. В скобках мы специально указываем синонимы одних и тех же полиграфических понятий (терминов), чтобы вас не смущало то, как из них вы услышите в данной типографии. Кстати, если типография не предоставила требования по величине припуска, то сделайте его примерно 2…3 мм с каждой стороны. Например, для листовки размером А (210х297мм) необходимо задать размер не менее 214х301мм. Любая современная полиграфическая техника с таким допуском прекрасно справляется, если конечно речь не идет о книгах и многостраничных изданиях. Там существуют свои правила и допуски, о которых «любителям» лучше не знать вообще. Такие изделия готовят по индивидуальному макету, согласованному с технологом типографии.

• Выставляйте метки реза, чтобы печатник видел, по каким линиям следует резать продукцию. При этом обрывайте линию метки реза за 2...3 мм от обрезного размера вашего изделия (см. рис.)


• Не размещайте важные элементы макета близко к обрезному краю изделия (отступ должен составлять не менее 3 мм), иначе они рискуют быть «зарезанными». Даже если это не случится, неточность резки будет очень сильно заметна на таком изделии.

3.      Цвет!

 Все элементы макета должны быть выполнены в цветовой модели CMYK! Модель RGB живет только на экранах мониторов. Для офсетной печати это требование должно соблюдаться неукоснительно, для цифровой, бывают исключения, но в таких случаях необходимо делать пробный отпечаток и проверять корректность передачи всех существенных цветов и оттенков. Если пренебречь этим правилом, можно получить грязные пугающие оттенки, вместо сочных и красивых цветов, которые вы видели у себя на экране. 

Как не странно, при печати на разных принтерах, можно получить совершенно разную передачу цвета. Это зависит от модели печатной машины, тонеров, профилей, типа бумаги и т.д. Если ваш заказ размещается в цифровой типографии, не поленитесь попросить сделать цветопробу – пробный отпечаток вашего изделия.

Избегайте использования в макете сплошных плашек черного цвета. Чистый черный (C0:M0:Y0:K100) при цветной печати будет скорее темно-серым. Для получения насыщенного черного цвета рекомендуется применять композитные цвета (например, C40:M0:Y0:K100, C50:M50:Y50:K100; C80:M69:Y65:K82), но суммарный процент краски в композите не должен превышать 300%. 

4. Шрифты.

Все шрифты в вашем макете необходимо перевести в «кривые»! Это делается для того, чтобы ваш макет открылся корректно на любом компьютере, не зависимо от установленного на нем программного обеспечения.  В противном случае, на компьютере печатника произойдет подстановка имеющимися похожими шрифтами, а они могут оказаться («поползут») не соответствующими размерам вашего изображения.

Все градиенты, линзы, прозрачности и эффекты, которые красиво смотрятся на экране, к сожалению, часто плохо воспроизводимы при печати, поэтому их следует преобразовать в растровые изображения в цветовой модели CMYK с разрешением 300 dpi.

5.      В какой программе прислать макет?

Существуют основные популярные программы для создания ваших шедевров: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw. Разные типографии имеют свои требования к присланным макетам, но есть универсальные форматы, такие как:

  1. TIFF- довольно распространенный формат хранения растровых графических изображений. Он передает растровые изображения в высоком качестве, с реальным размером. Не забудьте при сохранении поставить цветовую модель CMYK, разрешение и сохранить пропорции.
  2. PDF-  сохраняет многостраничные и одностраничные документы из любых программ. Позволяет вносить корректировки и изменять размеры в дальнейшем непосредственно в Adobe Acrobat Reader. Сохраняет векторные и растровые объекты. Открывается без проблем и задержек на любом ПК.

Итак, мы разобрали самые основные требования к макетам. Всегда внимательно относитесь к ним, не бойтесь и не ленитесь узнавать дополнительную информацию у менеджеров типографии. Это поможет в итоге получить продукцию, полностью отвечающую всем вашим ожиданиям!

Слушайте, читайте, ищете в интернете советы профессионалов. Есть много хитрых способов и приемов, как сделать менее заметными мелкие недочеты печати, или как упростить сложную для печати работу, не изменив существенно дизайн-концепции макета. Нет идеальных печатных машин, но есть профессионалы, умеющие добиваться от них ожидаемого превосходного результата!